Минпрос России
Челябинский институт развития профессионального образования

Баннерная сеть

Челябинский государственный университет
Росметодкабинет.рф

Образовательный технопарк "ТЕМП": концепция и модели воплощения

Образовательный технопарк "ТЕМП": от концепции до моделей воплощения

Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области "ТЕМП"

 


 

Семинар для директоров ОУ "Реализация проекта ТЕМП"

Доклад о реализации концепции ТЕМП в МБОУ «СОШ п.Муслюмово ж/д. ст.»

Презентация к докладу 


 

    

 

 

        Презентация к докладу

      День Министерства 21 апреля 2015 г. г. Карабаш

Кунашакский муниципальный район

«Создание мотивационных условий, обеспечивающих качественный уровень муниципальной образовательной системы».

В любом обществе образование является неотъемлемым компонентом управления, так как государство делает социальный заказ по подготовке к жизни подрастающего поколения. Конечно, оно заинтересовано в получении необходимых результатов.

Каждая историческая эпоха выдвигает определенные цели и задачи в воспитании и обучении молодежи.

В XXI веке в условиях НТР, интернет-революции как мы должны строить нашу стратегию образования? Ответы на данные вопросы изложены в основополагающих документах. Но каждая территория, имея определенные специфические особенности организации жизни, руководствуется важными законами, но с учетом потребностей своего региона. Вот и сейчас разработан программный документ, с заложенными индикативными показателями и конкретными мероприятиями по достижению намеченных целей. Безусловно - современный и актуальный проект. Конечно, даже, если мы не сможем  выполнить  «заказ» экономики  на специалистов, мы должны воспитывать и формировать в районе тягу к труду, системное мышление.

Челябинская область является одной из индустриально развитых в стране, в области развиты такие отрасли промышленности как, сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, топливно-энергетическая и др.   А значит, вопрос о подготовке квалифицированных кадров является всегда актуальным.

Поэтому в обращении Губернатора Б.А. Дубровского «Стратегия 2020» отражены все направления жизни области и поставлены первостепенные задачи.

Сфера образования не является исключением. Мы понимаем, что перед педагогическим сообществом определены приоритетные направления деятельности, от решения которых возможен успех и в экономике и политике всей области.

Мы понимаем всю ответственность возложенных на нас задач в деле воспитания современного человека, который мог бы быстро адаптироваться в мире взрослых и стать компетентным работником.

Но как получить необходимый результат?

Проект «ТЕМП» направлен на повышение интереса учеников и их родителей к предметам естественно-математического и технологического направлений. Конечно, это предполагает увеличение доли обучающихся, осваивающих эти знания на более глубоком уровне. Создание мотивационных условий является очень сложным инструментом управления качеством естественно - математического и технологического образования.

 Хочу поделиться некоторыми направлениями работы по образовательному проекту «Темп» в коллективах школ, дошкольных учреждениях Кунашакского района.

В     целях  реализации  образовательного проекта  развития естественно-математического  и технологического образования «ТЕМП»  в общеобразовательных  учреждениях  Кунашакского муниципального района. Управлением образования издан приказ  по созданию условий для обеспечения реализации мероприятий образовательного проекта.

На основании данного приказа заключен  договор о социальном партнерстве между промышленным предприятием группы компаний «Здоровая ферма» и  МБОУ «СОШ пос.Муслюмово,ж-д.ст.», между МКОУ «Новобуринская СОШ» и производственным предприятием «Бурино». Надеемся число таких договоров увеличить, хотя крупных предприятий в районе нет, но есть такие небольшие предприятия, как мебельные цеха, рыбозавод и др.

В летний период 2014 года обучающиеся МБОУ «СОШ п.Муслюмово ж/д станции» работали на предприятии группы компаний  «Здоровая ферма», которое расположено на территории Муслюмовского поселения. Ребята были заняты в цехе сборки упаковок для готовой продукции.

Также ребята  ознакомились  с  производством,  выпускаемой  продукцией,  пообщались  с  представителями  рабочих  профессий. Несмотря на высокий процесс автоматизации производства, немаловажную роль в производственном процессе играет ручная работа человека.

Старшеклассники  получили  массу  положительных  впечатлений, полезной  информации,  новых  знаний  о  профессиях,  востребованных  на  рынке  труда  в  настоящее время,  и возможно, кто-то сделал  свой профессиональный  выбор. Труд ребят был достойно оплачен.

Также заключен договор между МКОУ «Новобуринская СОШ» и производственным предприятием «Бурино». Данное образовательное учреждение представило видео как ребята работают над проектом «Какие качества необходимы для «технаря» и  рабочие предприятий проводят обзорную экскурсию.

 В МБОУ «Тахталымская СОШ» преподается профессиональное обучение по специальности «Тракторист» категории «С»  (с 1960 года Лицензия на стадии оформления.).  Учащиеся участвовали в областных конкурсах  и семинарах по сельскому хозяйству и занимали призовые места.

 Трактор является сложной и огромной машиной, которой человек должен не только уметь управлять, но и при необходимости отремонтировать. Преподает в школе данный предмет учитель, окончивший ВУЗ по специальности «педагог-инженер». Учебный  класс достаточно хорошо оборудован всеми наглядными пособиями и плакатами.  Вождение проводится на тракторе МТЗ-80. УПП проводится в хозяйствах ООО Гарант, ИП КХ Хуснуллин.

 В процессе обучения ежегодно проводится конкурс «Лучший по профессии»,  учащиеся участвуют  в конкурсе «Автомобиль и безопасность», который проводится на автотракторном факультете ЮУРГУ. В данном конкурсе участвуют учащиеся школ, техникумов и технических вузов Челябинской области.   В 2011 году учащиеся Тахталымской школы стали  призерами  в номинации «Устройство ДВС и ПДД»

 Выпускники  школы трудятся  по  профессии «Тракторист»  на полях  Челябинской  области,  городских ЖЭУ, ДРСУ, строительных организациях, а также на крайнем севере на месторождениях нефти и газа.

Также, в целях реализации проекта ТЕМП в программы развития учреждений включены мероприятия по развитию естественно-математического  и технологического образования это:

-участие учащихся в кружках, в работе школьного научного общества, привлечение учащихся во внеурочную деятельность такую как легоконструирование, «математика: конструирование и моделирование», обучающиеся  участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Цель работы кружка легоконструирования - это способствование развитию творческих способностей и формированию профессионального самоопределения учащихся в процессе конструирования и проектирования.

Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Занятия кружка «Робототехника» проводятся для учеников 1-8 классов.

В этом учебном году в МОУ «Аминевская ООШ» прошли школьные соревнования.  Каждый ученик продемонстрировал своего сконструированного робота.

22 января 2015 года Кунашакская СОШ и  Аминевская ООШ приняла участие в отборочном туре областных соревнований Робофест – Урал, ребятам вручили сертификаты участников соревнований.

Учителя образовательных учреждений района   (физики, математики, химии, биологии, технологии, информатики) участвуют в конкурсах профессионального мастерства, призерами муниципального уровня  конкурса «Учитель года» были учителя физики,   математики,   биологии.

В 2015 году победителем муниципального этапа конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» стала педагог дополнительного образования.

В настоящее время ведется активная работа по включению в образовательные программы среднего (полного) общего образования, учебный план школы в 2015-2016 учебном году углублённого изучения таких   предметов как: математика, физика, биология, химия.

На официальных сайтах ОУ  размещены информационные материалы о реализации концепции развития естественно-математического  и технологического образования; (раздел «Концепция развития «ТЕМП»)

 Каждой школой  обобщается информация о выпускниках, связавших свой жизненный и профессиональный путь с техническим и естественно-математическим образованием.

-в период  за 2013-2014 годы  более 25 % выпускников поступили на естественно-математические и технологические факультеты ВУЗ и СУЗ.

- 180 студентов обучаются  в «Бакальском техникуме профессиональных технологий и сервиса им. М.Г. Ганиева» (Кунашакский филиал) по специальностям: Электросварщик, автомеханик, слесарь-сантехник, штукатур.

В Кунашакском районе ведет свою работу «Дом детского творчества». На базе детского дома творчества работает 8 кружков технического направления, из них 5 кружков - по программе «Лего - конструирование» на базе образовательных учреждений, о которых было сказано ранее.  На базе двух школ занимаются по программе «Юный столяр»: цель программы – получение знаний об основных материалах, технологических процессах обработки и изготовления изделий из древесины, воспитание художественной культуры школьников, развитие профессиональной направленности.  В кружке «Юный столяр» от ДДТ, (руководителями являются учителя   Куяшской СОШ, Маякской ООШ) ежегодно занимаются по  10-15 человек. Ребята старших классов с удовольствием работают на станках. Изготавливая более сложные изделия, они усваивают технологический процесс, следят за качеством, разрабатывают чертежи деталей. При необходимости  ремонтируют  мебель и игрушки для школы и детского сада.

     Ученики детского дома творчества являются победителями и призерами областного фестиваля фольклорно - этнографических объединений «Уральские прикрасы» в номинации «Декоративно – прикладное творчество» в 2012 г., 2013 г. и 2014 г., фестиваля УРФО детского творчества «Небосвод» (приняли участие 3 области) в 2013 г. и 2014 г. и Всероссийского фольклорного фестиваля в 2014 г.

Также в этом году планируется открытие еще одного кружка технической направленности «Юный электрик».

 Мы видим  задачу – повысить  уровень мотивации педагогических работников образовательных различных уровней и повышения качества естественно - математического и технологического образования.

Большую роль в решении этой задачи играют районные методические объединения учителей.

 Целью работы учителей образовательной области «Естествознание»  является  повышение эффективности и качества педагогического процесса через совершенствование профессиональных компетенций педагогов, развитие их творческого потенциала в условиях реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Что для этого делается?

Особое внимание уделяется развитие деятельности НОУ с целью обучения школьников современным информационным и аналитическим умениям. Ежегодно школьники  участвуют в школьных конференциях проектных, исследовательских и творческих работ, затем победители школьных конференций участвуют  в районных конференциях, что поднимает на новый уровень эту работу  и централизует проведение ставших уже традиционными в школе конференций (видео 2 класс).

Сетевое взаимодействие представляется сегодня в качестве одного из «влиятельных» механизмов повышения качества образования.

 Так в соответствии с планом работы  на 2014-2015 год, в рамках сетевого взаимодействия учителей 17 февраля 2015 года состоялся межрайонный  семинар для учителей биологии и химии «Современные технологии реализации ФГОС» на базе МОУ «Кулуевская СОШ» Аргаяшского района. Учителя посетили интегрированный урок  по химии и биологии в 8 классе, поделились опытом работы по темам: «Использование проектной деятельности в образовательном процессе», «Работа с различными источниками информации», познакомились с функциональными возможностями и документацией кабинетов химии и биологии, с особенностями организации образовательного процесса, получили ответы на все интересующие вопросы.

Ежегодно преподаватели и  студенты естественно-технологического факультета ЧГПУ проводят встречи с обучающимися старших классов и учителями  образовательных учреждений Кунашакского района. 7 декабря 2014г   учащимся и учителям был организован выезд  на День открытых дверей  естественно-технологического факультета ЧГПУ   организованного для ОУ Кыштыма, Карабаша, Снежинска, Каслинского района, Аргаяшского района на базе МОУ СОШ №13, где учащиеся встретились с преподавателями ВУЗа, посетили выставку «Ест-тех это знание + дело + творчество = профессионализм».

Большое внимание  учителями  уделяется профориентации школьников, а именно связанной  с проблемами экологии    включающее в себя систему форм, методов и мероприятий, направленных на формирование экологического профессионального самоопределения, целенаправленный профессиональный выбор в сфере «Человек-Экология» и построении экологической профессиональной карьеры. В связи с этим был проведен семинар для учителей на тему: «Интерактивные формы экологических занятий со школьниками. Экологическое воспитание школьников в свете требований ФГОС» в работе семинара приняла участие Дракова Дамира Курбановна, президент Челябинского клуба ЮНЕСКО, эксперт Общественной Палаты Челябинской области по экологическому образованию

В 2015 году для учащихся района планируется организовать экскурсии: в Ильменский заповедник - минералогический музей, ОАО  «Коелгамрамор», Коркинский угольный разрез, краеведческий музей г.Касли, Эмбриологический музей клиники ЧГМА.

Продолжая тему экскурсионной деятельности, хотелось бы сказать об экскурсии учащихся 2 класса Кунашакской СОШ, они  посетили кондитерскую фабрику «Южуралкондитер», после чего провели обсуждение какие же специальности и профессии нужны для работы на фабрике.

Мы понимаем, что необходимо разработать свою систему работы с учетом местных условий, где красной нитью должна прослеживаться идея мотивации, нацеливания детей на формирование определенных компетенций и подведение к конечному результату – человек труда любой профессии – это гордость страны. Цитирую слова  Б.А. Дубровского «Гораздо важнее сформировать навык, мотивацию на саморазвитие, определенную жизненную позицию, чем пытаться угадать потребность в кадрах через 15-20 лет».

 К сожалению, мотивация у подрастающего поколения, да и у педагогов пока не на достаточном уровне. Мы считаем, что профориентационную работу надо начинать с дошкольного возраста. Дошкольное образование – первый уровень, позволяющий знакомить детей с различными профессиями, людьми труда через ролевые игры, интернет и т.д.

 Мы предлагаем для просмотра видеоролик занятия воспитателя детского сада «Березка» с. Кунашак с детьми старшей группы.

Говоря  о результативности деятельности муниципальной образовательной системы по решению задач концепции развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» еще хотелось бы добавить, что ежегодно заключается договор с ГУ «Центр занятости населения Кунашакского района» для организации летней занятости учащихся 8-10 классов (по 15- 20 человек из 10 школ района) по время летних каникул. Ребята занимаются  ремонтной работой  в школах, благоустройством образовательных учреждений и сел, деревень, где они проживают.  Денежные средства они получают в Центре Занятости, выделенные как из ФБ, так и из МБ – «Отряды Главы»

В 2014 году проведено тестирование по профориентации в Русско-британском институте управления. Ежегодно выпускники нашего района занимаются на курсах от ЮУрГУ, ЧГАА, ЧелГУ и ЮУПИ (г.Озерск) и поступают на технические и инженерные специальности. Ежегодно проводим научную конференцию от ШМО естественно-математического цикла «Эврика».

Но это только начало пути. Для реализации образовательного проекта «Темп» хотелось бы акцентировать внимание на следующих проблемах в моем понимании:

1.    Создание соответствующих современным требованиям материально- технической базы в учреждениях - иметь экспертные лаборатории по предметам образовательной области «Естествознание»;

2.    Приобретение легоконструкторов ( ДДТ, многие школы и  детские сады  имеют желание  и достаточно педагогов, внешних совместителей,  которые  очень хотели бы заниматься легоконструированием );

3.    Продолжать обучение и переобучение педагогов, воспитателей;

4.    Обеспечить педагогические действия педагогов методическим сопровождением, для этого нужны определенные управленческие решения.

 

Экскурсия обучающихся 2 класса МБОУ "Кунашакская СОШ" на фабрику  "ЮжУралкондитер"

  Образовательный проект "ТЕМП" в МКОУ "Новобуринская СОШ"

Занятие в детском саду "Березка"

 

Робототехника и легоконструирование

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 20 апреля, 2015 [12:00]
Дата изменения: 06 апреля, 2021 [15:09]